Племена долины реки Омо

Самое труднодоступное место на африканском континенте - долина реки Омо на границе Судана, Эфиопии и Кении. Поэтому сюда не добрались ни колонизаторы, ни местное правительство, ни прогресс. Несколько десятков племен, населяющих долину, живут своей первобытной жизнью, не признавая над собой никакой власти, они не платят налоги и не знают ни одного закона, но подчиняются своим правилам, которые установили тысячи лет назад давние предки и которые будут соблюдать будущие потомки.

Читайте также: "Донга" или обряд посвящения по-африкански

Одна среди общих особенностей племен долины реки Омо - неутолимое желание украшать свои тела. Например, жители племени Сурма достигли высшего мастерства в культуре нательного рисунка, а в племени Хамер делают интересные многоуровневые прически. Нательная "живопись" играет важную роль в жизни этих племен, ведь с помощью таких рисунков можно произвести впечатление и на девушку, и на врага, показать свою индивидуальность и уникальность.

В племени Сурма лучшими художниками считаются мужчины, они наносят рисунки на тела женщин. Юношам наносятся определенные узоры для привлечения молодых девушек, устрашающие рисунки используются для запугивания соперников во время драк на палках - донга. Часто узор имитирует окраску шкуры диких животных или каких-либо пейзажей. Интересно, что среди всех племен долины, только Сурма и Мурси устраивают сражение на палках донга. Это действие несет ритуальный характер, с помощью которого юноши посвящаются в мужчины.

племя сурма

Самыми большими модниками по праву считаются члены общины Хамера. Они много времени уделяют украшениям, деталям, раскраске тела, но главный элемент, конечно, - прическа. Целый час тратится на создание шедевра. В ход идет много мелочи - страусиные перья, глина, охра, палочки, металлические предметы, кусочки ткани, фрагменты костей и прочее. В итоге получается большая трехуровневая скульптура, к которой относятся как к чему-то дорогому и ценному. Что бы не помять прическу во время сна, голову кладут на специальную подставочку, если не хамер не попадет под дождь, то прическа продержится до 4 месяцев.

племя хамер

Еще одна особенность этих племен - шраммирование тела и лица. Шрамы наносятся и мужчинам и женщинам, но значения у них совсем разные. Мужские шрамы символизируют мужество и игнорирование боли, так же означают количество проведенных боев и поверженных врагов. Женские шрамы имеют значение только как украшения. Процесс шрамирования - зрелище не для слабонервных. Мастер острой палочкой наносит на тело желаемый рисунок. Затем шипом ежевики или акации следуя узору подцепляется кожа и надрезается острой бритвой. Что бы рубец имел выпуклую форму в кровоточащий надрез втирают смесь пепла и едкого сока растения, иногда под кожу помещают личинку насекомого или зерно. Спустя определенный промежуток времени, надрезы смазываются специальным маслом, которое дезинфецирует рану и способствует образованию рубцов. Глядя на все это, удивляешься мужеству и терпению людей, которые решились на столь болезненную процедуру, когда шип вонзается в кожу, они только слегка морщатся.

шраммирование в африканских племенах

Следует отметить мужество женщин племени племен Мурси и Сурма. Перед замужеством в 15-18 летнем возрасте девушкам наконечником стрелы или ножа прокалывают нижнюю губу и вставляют в нее палочку. Постепенно дырка в губе расширяется и в нее вставляется глиняный или деревянный диск. Некоторые девушки, чтобы украшение лучше держалось, выдирают четыре нижних зуба.

племя мурси

Считается, что традиция вставлять диски появилась сотни лет назад, когда массово вывозили африканцев в качестве рабов. Тогда туземцы обезображивали свой внешний облик дабы стать некондиционным "живым товаром". Сегодня эта традиция имеет и социальное значение. Чем больше диаметр диска, тем большим авторитетом она обладает и пользуется спросом среди представителей противоположного пола. От размера диска прямо зависит размер выкупа за невесту. Самые большие диски - 16 сантиметров, за это причетается целое стадо в размере 50-60 коров. Диски не носятся все время. Их снимают во время сна и приема пищи, но дома или на людях их носят постоянно.

Почти все обряды племен долины Омо связаны с болью и кровью. Скорее всего таким образом в подрастающем поколении воспитываются терпение и мужество, а так же идет подготовка к суровым и жестоким современным будням.