Племя Солонго. Жизнь на краю света

Ангола долгое время была колонией Португалии, в 1974 году страна получила независимость, однако спокойнее здесь не стало. Некогда стоящие грудью за свою свободу, антиколониальные группировки начали вести кровопролитные войны за власть и территории, которые продолжались 28 лет. В 2002 году, к счастью, гражданская война в государстве закончилась и Ангола стала на новый путь - путь свободы и развития. Сегодня Ангола одна из быстроразвивающихся стран Черного континента. И все это благодаря залежам полезных ископаемых - нефти, алмазов, гранита, мрамора...

Однако, на юге страны есть народности, которые живут своей жизнью, как жили их предки сотни лет назад, их не коснулись ни война, ни революция, ни прогресс. Им не интересны какие-то политические или экономические проблемы, ведь у них полно своих забот - как вырастить богатый урожай, где удачно поохотиться или наловить рыбы. Одно из таких племен - Солонго.

Солонго строят круглые небольшие хижины - кимбы из сплетенного камыша, лиан и тростника, крыша укрывается шкурами животных и соломой. В каждой хижине имеется по две небольшие комнаты: родительская и детская.

племя солонго

Однако дети не всегда живут с родителями, девочки по достижении 7-8 летнего возраста уходят жить в кимбы близких родственников, мальчики же остаются в семье.

Около хижины всегда находится загон (крааль) для домашнего скота - в основном свиней. Загоны настолько малы, что животному негде и развернуться. Домашний скот никогда не выпускается за изгородь, поскольку рядом бродят голодные хищники.

Бедные почвы Африки редко дают хороший урожай. Поэтому если два года ничего не урожает, племени приходится переезжать на новое место. Второй причиной переезда является рождение ребенка. По верованиям солонга, после рождения ребенка в дом могут забраться злые духи в виде птиц с ярким оперением, и чтобы оградить от них новорожденного нужно сменить дом. Для сохранности здоровья и ауры ребенка, ему на шею, запястья и лодыжки надевается большое количество амулетов, мать перед каждым выходом на улицу должна выпивать специальное защитное зелье.

В жизни деревни и воспитании подрастающих мальчиков важным моментом является лонга - обряд обрезания и посвящения юношей в мужчины. Подготовка к ритуалу длится долго, мужчины заготавливают много мяса, рыбы, меда и браги для будущего праздника. Юноши в далеком и уединенном месте, километрах в 60 от деревни, строят кимбу для посвященных. После обряда они проведут здесь около года, где опытный охотник будет обучать уже не мальчиков всем хитростям охоты и рыболовства, ознакамливать со всеми секретам народной медицины. Здесь они приобретут все необходимые знания и опыт, которые передавались столетиями из поколения в поколение, - как выжить в лесу, оградить свою семью от опасности и добыть пропитание в самых экстремальных и труднодоступных местах.

солонго

Когда все подготовлено, в деревне начинается древний обряд. Группу четырнадцатилетних подростков приводят к вождю племени, он их угощает самыми лучшими яствами. После мальчиков обривают наголо и стригут ногти - все, они готовы для обряда. Под стук барабанов и песни, отцы со своими сыновьями и будущим наставником идут до места проведения ритуала. Через 2-3 дня отцы возвращаются домой с одеждой сыновей, считается, что в лесу будущим воинам нужны только руки, ноги, умения, опыт и больше ничего.

Спустя нескольких месяцев в деревню возвращаются уже не мальчики, а окрепшие и возмужавшие мужчины. Им дают новое имя - имя воина, и теперь у мужчин появляется право заводить семьи. Многоженство в племени солонго - дело чести, считается чем больше у тебя жен, тем выше твоя состоятельность и статус в деревне.

Основной источник пищи - рыбная ловля. Рыболовлей занимаются и взрослые мужчины, и женщины, и дети, вот только способ добычи разный. Женщины и дети в основном собирают ту рыбу, которую выбросило на берег паводком, а мужчины используют специальные сети и удочки.

Интересно, что даже в таком далеком и первобытном обществе существует своя судебная система. Когда между жителями возникают спорные ситуации, советом старейшин назначается жюри, в состав которых входят члены крупных семей. Более серьезные разбирательства - убийства или кражи, решаются совместно с шаманом. О субъективности принятия решения возникает множество вопросов. Например, если подсудимый отрицает свою виновность, ему дают выпить отвар из коры остропахнущего дерева. Если его стошнит - он не виновен, если организм примет ядовитую настойку - значит подсудимый виновен. Самое жестокое наказание ждет убийц. Их стригут наголо и живьем сжигают на костре.