Сотворение мира. Мифологии Древнего мира

В мире насчитывается огромное количество религий и вероисповеданий. У каждой из них своя мораль, свои принципы, свои боги и своя история сотворения мира. Последние зачастую кардинально отличаются друг от друга. Это довольно интересно, ведь все мы живем в одном мире, но каждый человек верит в своего бога (или не верит в него вообще) и свой мир...

Читайте также: Сотворение мира. Современные мировые религии

Вопрос о происхождении мира начал волновать людей еще на заре первых цивилизаций: в Древнем Египте, Греции, Китае и Междуречии... После того новые религии и соответственно новые теории сотворения мира зарождались довольно часто, но далеко не все из них получали широкое распространение. Мы же предлагаем ознакомиться с наиболее популярными взглядами.

Древний Египет

В древнеегипетской мифологии не существует одной единой версии сотворения мира, в разных регионах страны были сложены разные теории. Центральной точкой объединяющей все теории был верховный бог Солнца - Ра, он фигурировал в качестве основного созидателя бытия, отличались лишь взгляды на то, откуда произошел сам Ра и что было до него.

сотворение мира

Ра - покровитель Солнца и верховный бог в пантеоне Древнего Египта

Если верить концепции родом из города Гермополиса, то все сущее произошло от четырех пар древних божеств олицетворяющих собой разные силы и стихии. Нун и его жена Наунет - водная стихия и первозданный всеобъемлющий океан, Ху и Хаухет - бесконечность пространства, Кук и Куакет - вечная тьма, Амон и богиня Амаунет олицетворяли воздушную стихию и невидимость; другими словами этот парный пантеон представлял собой все то, из чего состоял первозданный мир. Это трудно понять и осмыслить, но все они стали матерями и отцами того самого бога Ра, который привнес свет в мир и продолжил его творение.

По гелиопольской теории бог Ра возник из всеобъемлющего хаоса, т.е. из ниоткуда.

Бог Солнца стал отцом всех остальных богов, которые воплощали разные стихии и силы, например Шу олицетворял воздух, Нут - небо, Геба - землю...

Древняя Греция

Древнегреческая религия и мифология оказали огромное влияние на развитие культуры, искусства и религии всего мира, их взгляды на происхождение мира легли стали толчком для развития огромного количества мифологий по всему свету.

В начале времен существовал только хаос и ничего больше. Из хаоса появились шесть первых богов - прародителей всего. Как и в египетской мифологии, греческие боги также являлись олицетворением каких-либо сил и стихий, так первые боги являлись отображением таких стихий: Хронос - время, Гея - земля, Эрос - любовь, Тартар - бездна, Эрек - тьма, Нюкта - ночь. Дальше все, мягко говоря, становится сложным и запутанным, но если не вдаваться в излишние подробности, то дети первых богов, а затем и их потомки с каждым поколением наполняли мир новым существенным отображением. Например, дети Эреба и Нюкты привнесли в мир свет (бог Эфир) и день (богиня Гемера), а дети Геи стали воплощением неба (Уран) и моря (Понта) и т.д.

Интересно, что пантеон богов, причастных к сотворению мира куда-менее известен так называемых олимпийцев, которые не имели к созданию ни какого отношения, а только управляли миром и силами природы.

сотворение мира

Широко известный Зевс и другие "Олимпийцы" согласно древнегреческой мифологии не имели никакого отношения к сотворению мира

Междуречье

Мифология Междуречья является наиболее древней из всех известных в мире. Возникла она в 4-ом тысячелетии до н.э. в государстве, которое в то время называлось Аккада, а позже получила развитие в Ассирии, Вавилонии, Шумерии и Эламе.

В начале времен были только два бога, которые олицетворяли пресные (бог Апсу) и соленые воды (богиня Тиамат). Воды существовали независимо друг от друга и ни когда не пересекались. Но однажды соленые и пресные воды перемешались и на свет появились старшие боги - дети Апсу и Тиамат. Вслед за старшими богами появилось и множество младших богов. Но мир до сих пор еще состоял из одного лишь хаоса, богам было тесно и не уютно в нем, о чем они часто жаловались верховному Апсу. Жестокому Апсу это все надоело и он решил уничтожить всех своих детей и внуков, но в битве не смог одолеть своего сына Энки, коим он был повержен и разрублен на четыре части, которые превратились в сушу, моря, реки и огонь. За убийство мужа захотела отомстить Тиамат, но она также потерпела поражение от младшего бога Мардука, который для поединка создал ветер и бури. После победы Мардуку достался некий артефакт "Ме", определяющий движение и судьбу всего мира.

Бог Энки

Бог Энки (первый слева) убив жестокого отца принес в мир четыре основные стихии: сушу, моря, реки и огонь. На фотографии оттиск аккадийской печати возрастом около 5500 тысяч лет

Древний Китай

Необычными и, как минимум, интересными выглядят взгляды древних китайцев на вопросы о происхождении мира. Место центральной фигуры в китайской мифологии занимал человек, а не бог или другая высшая сила, а главными действующими силами мира вместо стихий были мужское и женское начала.

Самая древняя и самая известная древнекитайская легенда гласит: изначально в мире не было ничего, невозможно было различить что-либо, сплошь господствовал хаос. Но однажды сами собой из хаоса сформировались две противоположные силы (начала) - Инь (Тьма) и Ян (Свет). Силы эти дали начало небу и земле. Сразу за ними появился и первый человек, звали его Паньгу. Человек этот был необычным, он был огромным и жил очень долго. А когда час Паньгу пробил, из тела его возникла природа и люди.

Его дыхание превратилось в ветер и облака, голос его стал громом, левый глаз — солнцем, правый — луной. Из тела Паньгу образовалась земля. Руки его, ноги и туловище превратились в четыре страны света и пять главных гор, а пот на его теле стал дождём. Кровь потекла по земле реками, мускулы легли земной почвой, волосы превратились в травы и деревья. Из зубов его и костей образовались простые камни и металлы, из мозга — жемчуг и драгоценные камни. А черви на его теле сделались людьми.

сотворение мира

Известный во всем мире символ Инь и Ян своими корнями уходит в древнекитайскую мифологию и имеет непосредственное отношение ко взглядам азиатов на происхождение и сущность мира.

Читайте также: Сотворение мира. Современные мировые религии

Евгений Мартыненко