В океанах обнаружили 35000 видов неизвестных микроорганизмов

Как известно, глубины океанов исследованы значительно хуже, чем космическое пространство. В очередной раз этот факт удалось подтвердить международной команде океанологов с научной шхуны «Тара», которые за время своей экспедиции открыли более 35 000 новых видов планктонных организмов.

Экспедиция «Тары» длилась долгих 3,5 года, в течении которых были максимально подробно исследованы все океаны и большая часть открытых морей, пробы и образцы поднимались с различных регионов, различных глубин и т.д. В результате было собрано 11,5 Терабайт информации и изучено более 40 миллионов целых цепочек ДНК, их фрагментов и отдельных генов.

Верхние, теплые слои океанов, как это и предполагалось, оказались наиболее богатыми в плане биоразнообразия, однако средние и нижние слои уступали не так значительно как этого можно было ожидать. Основная часть новооткрытых организмов - около 15 000 видов - это эукариотический планктон, в большинстве своем протисты (до этого науке было известно чуть менее 11 тыс подобных существ). На втором месте вирусы, их было выявлено около 5 000 видов, среди которых только 39 имеют значительное генетическое сходство с известными ранее штаммами.

зоопланктон

Однако главная заслуга океанологов заключается отнюдь не в количественных показателях. Данная команда оказалась одной из первых, кто применил действительно комплексный системный подход: изучались не отдельные организмы, виды или группы, а все многообразие микроорганизмов от простейших вирусов до крупнейших представителей зоопланктона с определением всех взаимосвязей между различными группами и видами. Иными словами впервые был собран всеобъемлющий багаж знаний о одной из самых мелких и безусловно самой важной экосистеме нашей планеты - планктонных организмах.

зоопланктон

Согласно расчетам ученных 72% исследованных ими видов находятся в тесной взаимосвязи с другими организмами. Эти взаимосвязи могут проявляться в разных формах: один вид выступает источником пищи для другого, симбиоз, паразитизм и др., но очевидно, что эта экосистема опирается на сотрудничающие, а не противостоящие друг другу организмы.

Дарвин утверждал, что выживает сильнейший организм. В последнее время я все больше убеждаюсь, что эволюция работает по-другому: выживает организованная взаимосвязанная система.

Рассказал руководитель проекта Эрик Карсенти.

зоопланктон

Полная работа ученных наряду с последними новостями науки опубликована в журнале Science.

Евгений Мартыненко