Японская корпорация построит космический лифт к 2050 году

Научная фантастика становится явью: крупнейшая японская корпорация всерьез намерена построить космический лифт к 2050 году. В случае, если затея воплотится в жизнь, произойдет настоящая революция в сфере космических полетов.

Чтобы эта информация не звучала как пустой треп, приведем несколько фактов о корпорации Obayashi: компания была основана в 1892 году и с тех пор является неизменным лидером в Японии в сфере строительства и инженерии; на данный Obayashi является одной из пяти крупнейших корпораций в стране восходящего Солнца; годовая выручка составляет более 15 млрд долларов США; штат без малого составляет 13 000 человек.

Самой идее космического лифта уже более века, ее авторство обычно приписывают российскому ученому Константину Циолковскому, который выразил похожую идею еще в конце 19 века. С тех пор космический лифт регулярно появлялся в научной фантастике и даже большом кино, вспомнить хотя бы последний "Звездный путь".

Суть идеи довольно проста: нужно натянуть невероятно прочный трос между Землей и космической орбитальной станцией, которая будет постоянно находится на одном и том же месте на высокой орбите. По тросу будет передвигаться кабинка на магнитно-линейных двигателях.

концепт космического лифта

Концепт космического лифта в представлении аниматоров корпорации Obayashi.

А вот реализация проекта обещает стать одной из сложнейших задач в истории инженерии и технологий в целом. Одна из главных проблем на текущий момент - это изготовление троса должной прочности и должной длины. Требования к прочности предъявляются непомерно высокие, ведь трос должен выдерживать просто феноменальные нагрузки, например в случае отклонения от курса орбитальной станции он должен выдержать на себе ее вес. На сегодня этим требованиям удовлетворяют только углеродные нанотрубки, предел их прочности в сотни раз выше чем у стали, а толщина одной нити равна атому. У углеродных нанотрубук есть по сути только один существенный недостаток - текущая технология не позволяет создавать нити длиной более 3 см, а если учесть тот факт, что общая длина троса должна составить 96 000 км проблема назревает весьма серьезная.

Предел прочности углеродных трубок позволяет им удерживать феноменальный вес: до 1 тонны на 1 квадратный мм, что в сотню раз выше, чем у стали. Касательно получения троса должной длины - мы планируем решить эту задачу совместными усилиями до 2030 года.

Заявил в интервью руководитель отдела исследований и разработок Obayashi, Едзи Исикава.

Научные учреждения по всей Японии уже начали работу над разработкой технологии по созданию тросов уз углеродных трубок. Работы также ведутся и в других отраслях, например инженеры из Университета Канагавы уже больше года трудятся над роботизированным подъемником и технологией его передвижения.

Свою лепту обещают внести и США, в частности аэрокосмическое агентство НАСА. В активе американцев уже есть весомое количество проектов и наработок по части космического лифта, большая часть которых пришла из проводимого по всей стране конкурса «Space Elevator Games».

Я не полагаю, что проект такого рода по плечам одной корпорации. Для его реализации потребуется международное сотрудничество: от обмена опытом до разработки мельчайших технических узлов.

Заключил Едзи Исикава.

По предварительным данным кабинка лифта будет вмещать до 30 человек, а путешествие в один конец займет практически неделю.

Зачем все это нужно спросите Вы? На самом деле это произведет настоящую революцию. Во-первых, космический лифт обещает вывести безопасность путешествий на принципиально новый уровень. Во-вторых, стоимость доставки одного кг груза в космос снизиться примерно в 110 раз, с $22 000 до $200. В-третьих, благоприятно скажется на снижении уровня выбросов в атмосферу и позволит доставлять людей или груз в космос быстрее и чаще. Да что и говорить, подобный транспорт позволит сделать небывалый скачок в развитии космонавтики в целом.

Евгений Мартыненко